
У уральского пенсионера-банкрота банк пытался отнять единственный дом за «роскошь»
В Челябинской области пенсионер сумел отстоять в суде своё единственное жильё, которое банк пытался признать роскошным и включить в конкурсную массу при банкротстве. Судебная тяжба длилась два с половиной года.
Семья столкнулась с финансовыми трудностями после того, как глава семьи взял кредит на развитие бизнеса, связанного с производством мебели. Из-за пандемии и снижения спроса предприниматель не смог рассчитаться по обязательствам. В результате кредиторы изъяли имущество, связанное с бизнесом: пилораму, производственный цех и участок. В 2021 году началась процедура банкротства, долг с учётом процентов составил около 8 млн рублей, пишут «Аргументы и факты».
После этого банк-кредитор потребовал признать дом, построенный в 2009 году, предметом роскоши. На момент начала спора в нём проживали пенсионер с супругой, их сын с женой и ребёнком. Общая площадь дома составляла 250 квадратных метров, жилая — 130 квадратов. При этом это было единственное жильё семьи.
По российскому законодательству единственное жильё не может быть изъято при банкротстве. Однако после решения Конституционного суда в 2019 году банки получили возможность претендовать на так называемое роскошное жильё. При этом чётких критериев определения роскоши в законе до сих пор не закреплено.
Представители банка указывали, что при продаже дома можно было бы приобрести для должника жильё меньшей площади, соответствующее минимальным стандартам. При этом, по их оценке, стоимость дома составляла 10 млн рублей. За годы судебных разбирательств состояние дома ухудшилось: фундамент дал трещину, на стенах появился грибок, а штукатурка начала осыпаться.
Представители должника настаивали, что дом не соответствует критериям роскошного жилья, особенно с учётом его технического состояния. Кроме того, они отмечали, что вырученных средств от продажи может не хватить на покупку нового жилья для всей семьи.
Челябинский арбитражный суд встал на сторону семьи и отказался включать дом в конкурсную массу. Однако юристы предупреждают: поскольку закон не даёт точного определения роскошного жилья, банки и дальше могут пытаться изымать недвижимость у банкротов. Решение по этому делу может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях.
