
Столица расчлененки. Что не так с Петербургом
Очередное преступление с расчленением трупа расследуют в культурной столице. На этот раз ничем неприметный пенсионер хладнокровно вывозил на тележке из супермаркета на помойку части тела убитой 63-летней хозяйки квартиры, которую он снимал.
Как стало известно следствию 77-летний Николай Шубин, снимавший комнату в коммуналке на Загородном проспекте, довольно часто ссорился с владелицей квартиры из-за денег. Шум и ссоры слышали соседи, они даже вызывали полицию, но к их приезду в квартире было уже тихо. Поэтому об убийстве стало известно лишь спустя несколько дней после дополнительной проверки сигнала местным участковым.
Сам же Шубин заверяет, что с женщиной не скандалил и не смотря на то, что Антонина Сергеева подняла плату за аренду, заплатил весь долг и конфликт был исчерпан. Откуда же взялся ее труп он не знает.
Это далеко не первое преступление такого рода в Петербурге и Ленобласти. Еще в 2018 году даже сотрудники силовых структур содрогнулись от преступления 35-летнего Александра Георгиевского, который изнасиловал, убил и расчленил школьника 10 лет. На допросе мужчина объяснил свой поступок словами «Я просто так захотел».
Всего через год циничная расправа профессора истории Олега Соколова над 24-летней студенткой прогремела на всю страну. Специалисты считают, что широкая огласка этого убийства и стала «подсказкой» для некоторых последующих подобных жутких преступлений.
Так, руководитель центра кризисной психологии Михаил Игоревич Хасьминский, уверен, что именно «раскрутка» в средствах массовой информации и некое романтизирование трагедий приводит к увеличению числа таких случаев.
«Все, у кого проблемы с психикой, видя такие случаи, начинают думать, что это "норма", что не он один такой с отклонениями, а что таких много…..начинают считать что такое поведение приемлемо. Например, те же групповые сцициды или изназилования - эьл снятие с себя личной ответственности. Снимается табу, когда ты не один. когда они идут вместе на преступление включается логика - они пошли и я пошел», - объяснил он в беседе с NewsAlert.
По мнению эксперта, дело вовсе не в Петербурге. Но, в том числе, сми создали из «культурной столицы» образ «маньячной столицы». Но дело в колелктивной психологии, а не в городе.
«Все что происходит, это подражание. У нас в два раза увеличивается каждые пять лет число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Откуда берутся все эти преступники? Они берутся от того, что находят себе подтверждение [якобы правильности действий]. Когда смотрят извращенную порнографию им приходит мысль, что это нормально, и потом такие люди идут и совершают это в реальности. А сколько сайтов , групп пропагандирующих насилие и жестокость?», - указал Хасьминский.
Он объяснил, что такая пропаганда насилия и безнаказанности приводит к тому, что у не самых адекватных людей снимаются последние табу. Происходит полное расчеловечивание.
«В петербурге это происходит, и будет происходить в других местах. Есть человечность и есть расчеловечивание. В этом проблема. И раньше были случаи расчленения всегда во все века, но массовости и такой, толерантности к этому людей не было. Играет роль и интернет, и отношение общества, и определенные убеждения, которые во многом формирует та же пресса. Если бы, например, занимались например изучением священного писания, ну может, в храмы больше ходили. Что пропагандируется, то и происходит», - подчеркнул психолог.
По словам Михаила Игоревича, не стоит забывать о том, какую роль играет преподнесение информации. И, если бы, медиа, СМИ и соцсети писали о том, насколько чудовищные преступления таких нелюдей, насколько большая трагедия это для семей жертвы и людей вокруг, а не романтизировали или обеляли преступников, то исход мог быть иным.
«Писать, давая информацию в негативном ключе или просто как о событии? Второе будет подстегивать [к совершению преступления]», - заключил эксперт.
С ним согласен и кандидат психологических наук Александр Борисович Невеев. Он отметил, что глупо искать причину в самом городе, так как расчленение, как метод избавления от следов преступления, давно известен. Другое дело, - что про Санкт-Петербург пишут больше всего.
«С психологической точки зрения скорее всего имеется следующий эффект: было очень нашумевшее убийство с расчленением - это Соколов. И именно оно побудило большой диссонанс, теперь любой случай расчлененки, который происходит в Петербурге начинает демонироваться и образует цепочки. На самом деле расчленение то один из распространенных способов сокрытия следов убийства», - объяснил он.
И все же. Перечисленное далеко не единственные громкие случаи убийств с последующим расчленением и именно в Петербурге. Летом прошлого года, приехавшие на задержание обычного дебошира, который повздорил с соседкой и фельдшером скорой помощи, сотрудники полиции , зайдя в квартиру к задержанному наткнулись как раз на, так называемое, сокрытие следов, обнаружив фрагменты тела убитого мужчины, в последствии оказавшегося отцом преступника.
Совсем недавно, в начале весны, шокирующей новостью стала история и о двух личностях неопределённого пола, которые мало того, что расчленили знакомого, но и некоторые время жили в квартире с разложенными по чемоданам частями тела убитого, а потом просто выбросили чемоданы у реки Невы.
В страшном списке расчленителей в Питере оказалась и женщина, жена рэпера Энди Картайта Марина Кохал. Она убила мужа, и его растерзанный труп нашли в квартире на Невском
И вот снова Петербург мелькает во всех СМИ, с новостью о расчленённом трупе.
Однако, справедливо будет отметить, что подобные преступления действительно происходят по всей стране; Тюмень, Ставрополь, Нерчинск, Самара, Брянск, Орск, Одинцово, Москва, но северная столица чаще других городов мелькает в криминальных сводках. Почему именно Санкт-Петербург стал лидером подобных преступлений? Связано ли это с «влиянием Севера» на психику или это просто совпадение?
Александр Невеев уверен, что все это лишь - медиа-эффект.
«Но на самом деле такие вещи происходят довольно часто, выискивать тут какие-то закономернеостии - что в Питере плохой воздух или не та психология, это было бы лженаучно и неправильно», - заключил он.
Многие психологи утверждают, что сокрытие трупов подобным образом говорит скорее не расстройстве психики и совершении преступления в состоянии аффекта, а наоборот о здравом уме, об осознанном и тщательно продуманном сокрытии следов преступления. Преступление с расчленением не зависит ни от возраста, ни от пола ни от социального статуса, ни от места его совершения. Среди подобных преступников и 90-летний москвич и молодая девушка из Самары. Каждый из них надеется, что расчленение трупа поможет им скрыть преступление, но как показывает практика это только добавляет улик и неопровержимых доказательств преступления.
