Три барреля пенсии: почему России выгодно ослабление рубля
Доллар дороже 100, евро дороже 110, Центробанк России не видит угроз для финансовой стабильности
Звучало бы как анекдот, но это правда жизни. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина постоянно твердит, что курс рубля по отношению к другим валютам вообще не важен для населения, им важна только инфляция. Которая, по каким-то колдовским формулам, у нас всё ещё низкая. Еда дорожает в магазинах, но не в отчётах Росстата.
Нужно понимать, что девальвация рубля (66% менее чем за год – назад в девяностые) – благо для макроэкономики страны-экспортёра. Поскольку «Роснефть», «Газпром» и другие спонсоры бюджета основные издержки несут в рублях, а основную прибыль получают в иностранных валютах, девальвация укрепляет их положение. Бюджет тоже в плюсе: год назад пенсия старушки стоила, условно, четыре барреля Urals, а сейчас уже меньше трёх.
Цинично, но такова жизнь. То есть да, снижение курса рубля, о котором мы не раз предупреждали, полезно нашей экономике.
Другой вопрос, что благо для экономики и благо для людей весьма часто не совпадает. И если экспортоориентированный бизнес и казна – в плюсе, то простые люди – нет.
Издержки тоже понятны – импорт дорожает, и постепенно это отражается на всех ценах, ведь оборудование, на котором развивается наше «импортозамещение», в основном зарубежного производства.
Дорожает отдых за рубежом, и благодаря этому наглеют и отечественные отельеры.
Всё очень печально с импортными лекарствами – а это важная часть нашей жизни. Даже так называемые отечественные лекарства очень часто изготавливают из зарубежного сырья.
Доказательство того, что снижение курса – спланированная акция правительства, довольно просто. Когда в прошлые разы, в 2014 и 2022 году, рубль переходил в свободный полёт, Центробанк резко и решительно поднимал ключевую ставку и тем самым раскрывал парашют над нашей валютой. Сейчас же – ленивый +1 процентный пункт почти месяц назад и вялые обещания поднять ставку в обозримом будущем.
Поднимут, конечно, но скорее для обозначения борьбы с девальвацией. А рублю позволят опуститься к заранее намеченному уровню.
В реальности наша валюта, конечно, намного сильнее. В знаменитом «индексе БигМака» (сравнение реальных цен на популярный бутерброд) Россия всегда показывала существенную недооценку рубля. Сейчас, к сожалению, в этом индексе нас нет, поскольку нет макдачных, но мы легко можем подсчитать сами. Аналог «БигМака» «БигХит» в подмосковном «Вкусно и точка» стоит 165 рублей – 1,65 доллара. В США тот же продукт из тех же ингредиентов – 5,58 доллара. То есть для продуктов питания наш рубль недооценен в 3,4 раза, и его реальный курс – около 30 рублей за доллар, как двадцать лет назад. В действующем индексе нет ни одной настолько недооценённой валюты (в лидерах – тайваньский доллар, а также индийские и индонезийские рупии), то есть в долларовом исчислении у нас самый дешёвый в мире «БигМак».
А биржевой курс – создание спекулянтов, в числе которых вынужденно находится и наше правительство. С волками торговать – по-волчьи считать.
Автор: Михаил Мельников