Адрес редакции — 109428, г. Москва,
ул. Михайлова, д. 30А, корп. 3, кв. 145,
Адрес для пресс-релизов press@newsalert.ru
Адрес редакции — 109428, г. Москва,
ул. Михайлова, д. 30А, корп. 3, кв. 145,
Адрес для пресс-релизов press@newsalert.ru
Анонимность отменена, ваши фото и переписки у всех на виду. Как жить дальше?
Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.2, правообладатель ПАО СберБанк©
Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.2, правообладатель ПАО СберБанк©

Анонимность отменена, ваши фото и переписки у всех на виду. Как жить дальше?

Законопроект о разрешении силовикам (любым, не только спецслужбам) без санкции суда получать доступ ко всем данным ваших гаджетов уже написан – и, несомненно, будет принят. Формально – чтобы оперативно реагировать на попытки финансового мошенничества, но все же всё понимают. Определённые ограничения для полиции в проекте тоже есть, но, опять же, все всё понимают.

Шоу «За стеклом» для всех

Обрисуем, как обстоят дела сегодня.

  • То, что вы говорите возле включённого смартфона, слушается, анализируется и хранится на серверах сразу нескольких «сервисов». Слово берём в кавычки, ибо оно происходит от servitium «рабство, неволя», а на деле мы давно уже служим сервисам, а не они нам.
  • На улицах больших городов работают камеры с автоматическим распознаванием лиц. Неопределённое число сотрудников, допущенных к этим данным, легко может проследить все ваши передвижения…
  • … о которых, разумеется, заботливо сообщают и смартфоны, причём для надёжности несколькими способами – и прямой геолокацией, и слежением через базовые станции сотового оператора.
  • Это, кстати, относится и к истории перемещений машины – вон поездки вице-премьера по замещению русских людей мигрантами в незадекларированный особняк незаконно, но очень легко отследили по камерам ГИБДД.
  • Переписка в разрешённых социальных сетях и мессенджерах по закону сохраняется на серверах независимо от того, удалили вы там что-то или нет. И фоточки тоже. Включая нюдсики.
  • Сервисы поиска человека по фотографии (пионером, кстати, был российский FindFace – повод для гордости?) помогают сталкерам найти социальные сети и подробные личные данные практически любого встречного, кого удалось сфотографировать.
  • Государственные и частные базы личных данных сливаются в даркнет в ежедневном режиме. За очень скромные деньги можно получить более или менее полный набор данных на каждого, зная всего лишь его страничку в VK или OK – номер телефона, домашний адрес, место работы, ИНН, историю штрафов, номер паспорта…
  • Оформить как минимум административное дело можно практически по каждому активно использованному девайсу – у вас вся музыка, все фильмы, все книги приобретены законно? Все программы легальные?

Всё пропало, цифровой концлагерь? Или можно как-то спрятаться?

Перехитрить систему

Долго обманывать цифровую реальность всё равно не получится. Да, можно тюнинговать настройки телефона, гримироваться перед выходом на улицу, использовать сложные цепочки анонимайзеров и ВПНов, пользоваться банковскими картами, заведёнными на сгинувших таджиков. Не забывать ещё раз в квартал хирургически изменять отпечатки пальцев. Некоторое количество людей именно так и будут жить, но это доли промилле от населения страны.

Или, как вариант, надеть шапочку из фольги и пытаться жить без «цифры» вообще – только наличные (сразу снимать в банкомате всю зарплату), кнопочный телефон или вообще отсутствие мобильника, никаких соцсетей и так далее.

Но в реальной жизни работающий человек всё равно говорит по телефону, пользуется мессенджерами и электронной почтой, общается с друзьями. То есть находится на виду у всех облечённых властью – или просто имеющих желание познакомиться с ним поближе.

Антиутопия или возвращение к норме?

Людям, которые сейчас говорят о каких-то цифровых правах человека и защите личных данных, следует понимать, что все сотни тысяч лет существования человечества и прачеловечества анонимности как таковой в обществе не было. Всё на виду.

В СССР номер телефона любого человека можно было получить по телефону справочной службы, в США в каждой телефонной будке лежали справочники, опять же, с пресловутыми персональными данными. С домашним адресом тоже проблем не возникало – так, особняки в городах сразу называли по именам владельцев, и никто в этом ничего странного не видел.

Да, можно было анонимно написать на заборе или нагадить под дверью, но обычно авторство этих «комментов» становилось секретом Полишинеля уже с третьего-четвёртого раза.

Да, уличным преступникам и квартирным ворам было проще – даже если их лица кто-то видел, приходилось довольствоваться грубыми фотороботами. Сейчас у бедняг наступили тяжёлые времена.

Будь осторожен, следи за собой

И здесь мы приходим к осознанию главного плюса «дивного нового мира» – человек опять обязан отвечать за свои слова и поступки. Знаменитое изречение «Это интернет, здесь могут и на *** послать» получило совершенно заслуженную ответку.

Можно понять и даже частично разделить страдания поколения, выросшего в условиях цифровой вседозволенности. Хотя она длилась всего-то порядка 20 лет, сюда подпадают люди как минимум сорокалетнего диапазона дат рождения, поскольку свободный интернет накрыл всех одновременно.

Тем, кто считал, что так будет всегда, придётся очень туго. Переучиваться всегда труднее, чем учиться.

Да, плохо, что базы «текут», что доступ к ним получает хрен знает кто, что цифровой прозрачностью пользуются мошенниками. Это наша родимая коррупция, которой, опять же, мало кто не пользовался сам (как техосмотр-то ежегодно проходили, расскажите). Бороться с ней надо. Но и тут цифровые методы могут сыграть положительную роль.

Мы не говорим, что стало лучше. Стало иначе. И, видимо, удобнее для нормальных людей.

Автор: Михаил Мельников

Подписывайтесь на канал "Newsalert" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.